Умом их не понять…
Некоторые размышления в связи с открытием в Северске музея Сергея Есенина
Мы уже сообщали, что 26 ноября в Северске открыт 17-й в России и первый за Уралом музей Сергея Есенина. Среди участников торжества был наш постоянный автор - депутат Томской городской Думы Лев Пичурин. Сегодня он делится с читателями некоторыми мыслями об этом событии.
Внешне все было вполне традиционно. Городская библиотека выделила для музея очень приличное помещение, нашлись - ныне без них ничего не бывает - спонсоры, идею поддержали северские власти. На праздник собрались поклонники великого русского поэта - многочисленные горожане, небольшая томская делегация во главе с профессором ТГУ Л. Казаркиным, гости из Барнаула, Москвы, Мурманска, других городов, представители местных СМИ и, увы, совсем немногие их коллеги из области. Руководство было представлено несколькими городскими и областными депутатами, а также главой Северского управления культуры. Хорошо продуманная и безукоризненно исполненная музыкально-литературная композиция, приветственно-поздравительные речи, разрезание ленточки, осмотр музея и даже - в духе времени - скромный, но очень дружелюбный фуршет. Все, как всегда в подобных случаях, только, пожалуй, побольше, чем обычно, теплоты.
И я не стал бы об этом писать, если б не одно обстоятельство. Все это стало возможно только благодаря подвижническому труду Владимира Ивановича Николаева, выдающегося есениноведа, известного всем исследователям творчества Сергея Есенина и поэтов есенинского круга, включая Николая Клюева, признанного, но, как это у нас принято, не обремененного ни титулами, ни наградами.
В. Николаев - инженер-технолог, долгие годы руководивший одним из цехов Сибирского химического комбината. Как и большинство настоящих советских интеллигентов, он активно работал в обществе "Знание". Тем, кто вообще не знает или забыл, что это такое, напомню, что существовала раньше, а кое-где существует и сегодня добровольная организация, члены которой - от маститых академиков до простых учителей, врачей, инженеров - практически бескорыстно "сеяли разумное, доброе, вечное", выступая перед населением с лекциями и беседами о науке, искусстве, литературе. Это была абсолютно антирыночная структура, и в нынешних условиях она вполне закономерно умирает.
Так вот, двадцать лет назад активист общества В. Николаев дополнил свою тематику первой лекцией о Сергее Есенине. Готовил он ее с присущей ему инженерной хваткой, аккуратностью и дотошностью, не ограничиваясь пересказом того, что легко можно было отыскать в двух-трех популярных книжках. Он тщательно проанализировал всю доступную ему информацию, обнаружил при этом немало противоречий и белых пятен, узнал массу нового и "заболел" Есениным. Результат - шесть тысяч фотографий, четыре тысячи статей, материалы поездок по есенинским местам, встреч с родственниками поэта и теми, кто имел к нему хоть какое-то отношение. Сотни лекций, выступления по всей стране, участие в научных конференциях. И в минувшее воскресенье достигнута своеобразная вершина - все, что накоплено за эти двадцать лет, стало общедоступным музеем. А впереди еще одна вершина - книга "Вокруг Есенина", главы из нее уже публикует "Северский меридиан".
О Николаеве и его работе еще напишут. Я же хочу поразмышлять о сути явления, иллюстрируемого его жизнью и творчеством. Россия, по-видимому, едва ли не единственная страна, где живут эти непонятные для европейца и тем более американца странные, не от мира сего, люди. История нашей Родины полна именами таких подвижников, она, история, ими и творится. У них разный уровень и значение, разная степень известности, но смысл их жизни один. Они делают не только "предписанное службой", но что-то еще, для каждого из них высшее. Скажем, один окончил Московский университет по физико-математическому отделению, стал известным дипломатом, тут бы ему и остепениться. Но нет, он создает гениальную комедию, нужную многим поколениям граждан России, включая и нынешнее. Другой, еще более успешный дипломат, "вне службы" пишет бессмертные стихотворения, и его "умом Россию не понять" становится известным всему просвещенному миру, а "Я встретил вас - и все былое в отжившем сердце ожило" - текстом едва ли не самого популярного в России романса. Третий, государственный деятель, вице-губернатор, способный на блестящую карьеру, отказывается от нее, но создает "Историю одного города", книгу, которую надо бы сделать настольной всякому нынешнему чиновнику. Конечно, при желании можно отыскать нечто подобное и в иных державах, вроде профессора математики Чарлза Л. Доджсона, выпустившего под псевдонимом Льюис Кэрролл замечательную "Алису в стране чудес". Но "там" это случай, а у нас - явление, там подобное противоречит национальным традициям, а у нас в этом-то и проявляется русский национальный и даже, простите, иррациональный, характер.
Это так, ибо каждый из нас может назвать имена не только великих людей, но и сотен простых подвижников, этих чудаков, украшающих мир, украшающих Россию, украшающих наш город. Инженер, сотрудник НИИ, тридцать с лишним лет руководит клубом книголюбов. Доцент медуниверситета организовала и вот уже много лет ведет интеллигентнейший клуб "Светские встречи". Слесарь коллекционирует, изучает, анализирует творчество томских журналистов и писателей и знает о них больше многих профессиональных литераторов. Преподаватель математики собрал уникальные материалы о русском Серебряном веке. Школьный учитель, вовсе не историк, руководит поисковым отрядом, устанавливает мельчайшие детали боевого пути сформированного в Томске соединения, устанавливает судьбы сотен бывших неизвестных солдат, делая это лучше некоторых военкоматов и историков, изучающих Великую Отечественную войну...
Профессионалы не очень-то любят эту "самодеятельность" и не жалуют ее участников. Ибо они, как правило, не владеют методологией исследований в избранной области, все делают не так, как это принято, ищут не там и не так, как это "положено". А потом оказывается, что именно "дилетанты" есть носители знаний, а еще больше - света и добра.
Совершенно естественный для делового человека вопрос: "А зачем тебе это надо и что ты от этого имеешь?" - для них оскорбителен. Они обычно и не отвечают на него, ибо работают не "для чего" и "зачем", а "почему". Потому что так велят душа и сердце. Но прагматик не в состоянии понять подобного ответа.
Их труда, их исследований никто не финансирует, да они на это и не рассчитывают. Тот же Николаев объездил чуть не всю страну чтобы увидеть есенинские места, подышать есенинским воздухом, привезти в Северск веточки, листочки, травинки из краев, где бывал поэт. А оплачивались его многочисленные "командировки" в дни отпуска из собственного скромного инженерского бюджета.
Они никогда не оценивают счастье и смысл жизни толщиной кошелька, престижными вещами, машинами и коттеджами, их не приводит в трепет витрина какого-нибудь парижского или венского магазина. И именно из-за них не приживается в России дух торгашества, не принимаются народом многие ультрасовременные экономические идеи, не сбываются мечты о благостном капитализме. Недаром в печати так много говорится об "изменении русского менталитета", недаром американский миллиардер тратит гигантские суммы на идеологическую обработку молодежи, да и не только молодежи. У него и его друзей пока ничего не получается. И не получится, пока в России есть Николаевы. Есть и будут, значит, Россия не пропадет.
Вот тут бы мне и поставить точку, но меня тревожит обидный вопрос, прозвучавший в Северске. Томичи, а вы?
Почти тридцать лет назад, 6 июня 1971 года, томские ученые и общественные деятели опубликовали статью-призыв: "Томску - литературный музей". Статья была толково аргументирована, убедительно написана, но власти, одобрительно отозвавшись о самой идее, ничего не сделали для ее реализации. В прошлом году идея была высказана вновь, в основном уже другими людьми - многих первых "подписантов" среди нас уже нет. Результаты те же.
А в уважаемом, но молодом Северске, у которого все-таки нет четырехвековой истории, нет сотен профессоров и доцентов, нет десятка гуманитарных факультетов вузов, нет множества университетов, но есть подвижники, есть интеллигенция, музей создан. Надеюсь, что, когда северчане создадут еще какой-либо музей, они снова пригласят меня в свой закрытый город. Ну, а остальные томичи? Неужели им, как, наверное, и мне, так и не придется увидеть настоящего литературного музея, где можно будет поклониться не только никогда не бывавшим у нас титанам русской литературы, но и тем, кто так или иначе был связан с Томском, от Александра Радищева и Гаврила Батенькова до Антона Чехова и Вячеслава Шишкова, от Николая Чернышевского до Николая Клюева, от Владимира Короленко до Федора Тихменева, поклониться многим известным и почти неизвестным литераторам?
Неужели не дождусь?
Пичурин Л.
//Томский вестник. - 2000. - 6 дек.- С. 6.